Виртуальная образовательная среда Долинский М.С. - Что она из себя представляет ? - Какие преимущества она несет ? - Что нужно делать, что бы она появилась ? - Что уже сделал и делает ГГУ ? Что такое виртуальная образовательная среда ? Технической базой виртуальной образовательной среды должны стать высокопроизводительные каналы передачи информации, связывающие между собой ВУЗы, школы, средние специальные учебные заведения, предприятия, организации и фирмы, заинтересованные в выпускниках ВУЗов и школ, а также серверы резидентов образовательной среды, поставляющие, поддерживающие и обновляющие порождаемую ими информацию. Вузы выставляют на своих серверах информацию о специальностях, учебные программы, электронные мультимедийные курсы лекций, учебники, виртуальные лаборатории и лабораторные практикумы, задания для самостоятельных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, значительная часть которых сдается студентами в автоматическом режиме, а оставшиеся - в автоматизированном - при участии тьютора только в той части контроля, которая в принципе не может быть выполнена без участия человека. Преподаватель любого ВУЗа, готовясь к новому учебному году, может воспользоваться всеми ресурсами образовательной среды как для эксплутатации, так и для формирования собственных модификаций учебных материалов, более продвинутых с его точки зрения, возвращая результаты своей работы в образовательную среду. Приходя на лекцию, преподаватель может загрузить выбранную им лекцию (как правило мульмедийную - с эффективным использованием графиков, рисунков, схем, звука, реального видео и мультипликации) для проведения очередного занятия. Студенты при самоподготовке также могут пользоваться всем богатством предоставленного образовательной средой материала. Практические, лабораторные и контрольные работы, зачеты и экзамены могут проводиться на ресурсах образовательной среды, указанных преподавателем как в указанное преподавателем, так и в удобное для студентов время. Специально для средних учебных заведений ВУЗы выставляют на своих серверах требования к абитуриентам, программы для вступительных экзаменов, постоянно действующие учебные и контролирующие курсы, проводят профильные олимпиады. В свою очередь, потребители выпускников ВУЗов и СУЗов выставляют на своих серверах требования к знаниям умениям и навыкам своих потенциальных работников, проводят отбор и обеспечивают непрерывное образование своих сотрудников без отрыва от работы. Имеется система профильных и проблемных учебных, учебно-методических и научных электронных журналов и средства электронного обсуждения достоинств и недостатков публикаций и всех других имеющихся в образовательной среде материалов. Осуществлена интеграция с образовательной средой России, ближнего и дальнего зарубежья. Какие преимущества она несет ? Высокое качество среднего и высшего образования - основа для поступательного движения в будущее общества и государства. Что нужно делать, что бы такая среда появилась ? а) на уровне ВУЗов - стимулировать морально и материально разработчиков электронных учебных пособий, выкладывающих свою работу в Интернет - на официальный рецензируемый сервер "виртуальных учебно-методических пособий ВУЗа" - признать на уровне ВУЗа электронную публикацию наравне с традиционной - создать производительные (до 100 Мбит/сек) внутривузовские коммуникации между компьютерами кафедр, учебных классов и лабораторий, научно-исследовательских и административных подразделений, лекционных аудиторий - оснастить лекционные аудитории проекционным оборудованием для демонстрации мультимедийных лекций непосредствено с серверов сети ВУЗа - организовать целенаправленное наполнение официальных серверов ВУЗа информацией для абитуриентов - создать группы внедрения, поддержки и разработки инструментальных образовательных систем - стимулировать морально и материально успешных разработчиков инструментальных образовательных систем б) на уровне межвузовских региональных объединений - попытаться решать проблему создания производительных региональных межвузовских коммуникаций собственными силами с привлечением средств местных органов власти, предприятий и организаций, заинтересованных в выпускниках вузов - помогать включаться в эту систему средним и средним специальным учебным заведениям - проводить межвузовские конкурсы на лучшие электронные пособия и внедренные/разработанные инструментальные образовательные системы с обязательным серьезным моральным и материальным стимулированием победителей - создавать межвузовские сервера для наколения и распространения лучших учебных и учебно-методических материалов - широко использовать возможности элекронной почты, достаточно эффективно функционирующей в сети Unibel сегодня - обратиться в руководящие ВУЗами государственные структуры (ВАК, ГКНТ, Минобразования) с предложениями по поэтапному внедрению новой образовательной среды в практику : - создать государственный центр электронных учебных материалов, с правом рецензирования и признания на равных правах с опубликованными традиционным способом (при присвоении ученых степеней и званий) - в целях привлечения и стимулирования авторов электронных учебных материалов организовать автоматический подсчет рейтингов опубликованных электронных учебных пособий с обязательной пропорциональной ежегодной выплатой авторских гонораров - ежегодно проводить конкурс грантов на лучшие образовательные ресурсы среди ВУЗов с серьезным финансированием победителей на совершенствование своих электронных образовательных технологий - ежегодно проводить конкурс грантов на внедрение, сопровождение и/или разработку собственных инструментальных образовательных систем - создать сеть электронных научных и методических журналов - обеспечить завершение создания технической основы новой образовательной среды производительным включением межвузовских региональных сетей в INTERNET - материально содействовать развитию региональных межвузовских коммуникаций и электронных научных и методических объединений, серверов, журналов и т.д. Что уже сделал и делает ГГУ ? 1. Разработана и внедрена инструментальная образовательная система обладающая следующими полезными качествами и возможностями : - не огранчена никакой предметной областью - позволяет погружение в себя мультимедийных теоретических, практических и контрольных материалов - обеспечивает автоматическую и автоматизированную проверку выполнения практических, самостоятельных и контрольных работ - поддерживает работу как через WEB-технологии, так и посредством электронной почты - реально эксплуатируется с октября 1999 года для - обучения программированию - обучения проектированию цифровых систем - проведения самых разнообразных олимпиад и конкурсов, включая конкурсы по программированию и проектированию цифровых систем, математические бои, решение шахматных задач, английский язык - обеспечивает профильную подготовку школьников по программированию для математического факультета 2. Запущен региональный центр сети Unibel для доступа в Интернет гомельских вузов, школ и других образовательных учреждений. К сожалению, сегодня производительность выхода в Интернет категорически не соответствует реальным потребностям региона. Тем не менее, инструментальная образовательная система, созданная в ГГУ, при целенаправленном финансировании, имеет все возможности стать фундаментом региональной образовательной инфотеки - регионального центра накопления и распространения электронных учебных и учебно-методических материалов.